Заказать обратный звонок


+7 905 744-06-06

пн-вскр с 10:00 до 22:00

Арбатская Смоленская

Схема проезда

Актёрская школа
Екатерины Рохинской
с 2005 г.

Обратный звонок

Театральные деятели (часть 5)

3

Таиров Александр Яковлевич

Таиров Александр Яковлевич (1885-1950), русский актер, режиссер. Настоящая фамилия Корнблит. Родился 24 июня (6 июля) 1885 в г. Ромны Полтавской губернии в семье учителя. Гимназистом выступал в любительских спектаклях по пьесам А.Н. Островского. В 1904 поступил на юридический факультет Киевского университета, в 1906 перевелся в Петербургский университет. За участие в организации всеобщей забастовки киевских театров в октябре 1905 подвергся аресту. Сезон 1906-1907 Таиров провел в петербургском Театре В.Ф. Комиссаржевской, где главным режиссером в ту пору был В.Э. Мейерхольд. Общего языка с Мейерхольдом Таиров не обрел: "принимая целиком его разрушительную платформу по отношению к старому театру, я в то же время не принимал его созидательной платформы".

В 1907 Таиров вступил в руководимую П.П. Гайдебуровым труппу Первого Передвижного общедоступного драматического театра при Лиговском Народном доме в Петербурге. Помимо насыщенной актерской деятельности предпринял здесь и режиссерские опыты.

Расставшись в 1909 с труппой Гайдебурова, работал в театрах Риги, Симбирска, Петербурга. Однако со временем Таиров-режиссер явственно берет верх над Таировым-актером.

После окончания Петербургского университета (1913) Таиров приехал в Москву "с твердым намерением не заниматься театром", поступил на работу в Московскую адвокатуру. И в том же году принял приглашение К.А. Марджанова служить постановщиком в только что созданном Свободном театре. Таирова привлекли гарантии полной творческой независимости, свободы от узких жанровых ограничений. После первого сезона Свободный театр был вынужден прекратить свое существование, однако идея создания синтетического театра не была отброшена.

Таиров Александр Яковлевич с женой, актрисой Камерного театра Алисой Коонен

(25) декабря 1914 спектаклем Сакунтала Калидасы в переводе К.Д. Бальмонта Таиров и его первая актриса А.Г. Коонен (покинувшая ради Свободного театра Художественный, где провела несколько сезонов) открывают свой собственный театр, которому было дано название Камерный: "мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей... Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились - напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям" (Таиров). Как и многие его современники, режиссер стремился к синтезу, союзу театра со смежными видами искусства - музыкой, балетом, живописью. Таировская программа была четка и последовательна, симпатии и антипатии - конкретны и внятны. В своем театральном манифесте "Записки режиссера" и в ряде других публикаций Таиров утверждал, что Камерный театр задумывался и создавался в противовес театрам Натуралистическому (подразумевался Художественный театр) и Условному (искания Мейерхольда). Рожденному им театральному организму, обозначенному как "театр эмоционально-насыщенных форм" или театр неореализма, Таиров отводил роль синтеза. Парадокс состоял в том, что, вопреки таировскому (вслед за Н.Н. Евреиновым) лозунгу "театрализации театра" и призывам к избавлению от гнета драматурга и художника, Камерный театр вошел в историю как театр большой литературы и самой изысканной живописи"

Таировские спектакли вызывающе демонстрировали нежелание соответствовать злобе дня. В 1921 публикуется книга размышлений Таирова Записки режиссера (издание Камерного театра), в 1923 - ее немецкий перевод. В том же году состоялись первые гастроли Камерного театра во Франции и Германии, они длились семь месяцев. В 1923 Таиров организовал при театре училище, утвержденное Луначарским как высшее учебное заведение, - ВГЭКТЕМАС (Высшие государственные экспериментальные театральные мастерские), с четырьмя факультетами: актерский, режиссерский, историко-теоретический и хорео-пантомимический. Принципиальным требованием при обучении была тесная взаимосвязь между студентами-актерами и студентами-режиссерами.

В середине 1920-х годов программой таировского театра становится "конкретный реализм", ознаменовавший новый этап деятельности Камерного театра. В 1930-е годы Таировым декларирует и воплощает в искусстве Камерного театра принципы "структурного", "организованного", "динамического" реализма. В августе 1937 были слиты воедино эстетически взаимоисключавшие друг друга коллективы Камерного и Реалистического театров (возглавляемого Н.П. Охлопковым). Название "Камерный" за театром было, однако, сохранено. В первые два года войны театр играет и выпускает новые спектакли в эвакуации, в Барнауле и на Балхаше. 25 июня 1949 в "Советском искусстве" публикуется сообщение о том, что А.Я. Таиров освобожден от обязанностей художественного руководителя Камерного театра и назначен режиссером в Театр имени Е. Вахтангова. Верной спутницей Таирова в творческой и семейной жизни была А.Г. Коонен.

Многие годы Таиров являлся активным общественным деятелем. В 1917 он стал первым председателем Московского союза артистов; в 1919-1936 был членом президиума ЦК РАБИС; с 1944 - вице-президентом театральной секции ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей). Выступал на страницах советской печати.

Читайте продолжение в следующей статье.

Сopyright © 2015 by lisse-art.ru. Все права защищеныЗапрещено любое копирование материалов сайта без письменного согласия владельца — "Актерской школы Екатерины Рохинской".

14 декабря 2015