Гиляровский и МХАТ
Сначала – о Гиляровском. В конце 19 – начале 20 вв. этого человека (писателя, журналиста-репортёра и знатока столичного быта Москвы) сравнивали с достопримечательностью столицы. Он был любим и вхож во все социальные слои общества: от воровских притонов на Хитровке до светских приёмов. Москвичи даже дали ему «второе имя» - дядя Гиляй. Дорогого стоит, когда народ так единодушен к отдельно взятому человеку.
Чем же знаменит дядя Гиляй? Книгами «Москва и москвичи», «Люди театра», «Трущобные люди», очерками, стихами и множеством других публикаций. Но прежде, чем начать писательствовать, поработал и бурлаком, и пожарным, и табунщиков, и даже поучился в военном училище. А вот тут – внимание – некоторое время работал и актёром.
Сейчас самое время рассказать о встрече Владимира Гиляровского, Станиславского и художника МХАТа того времени Симова. Ставилась пьеса «На дне». Чтобы прочувствовать быт Москвы изнутри и проникнуться его духом, они посетили ночлежные дома на Хитровке. Результат превзошёл все ожидания!
И было это во время театрального реформаторства, когда русский театр отказывался от «переводных» пьес и ставил свои. В то время, когда отказывались также от излишнего актёрского наигрыша и чрезмерного угождения публике. В то время, когда родилось знаменитое «Не верю!» и складывалась знаменитая и известная во всём театральном мире система Станиславского.
Они были людьми своего времени, Гиляровский и Станиславский.